Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого

Политех поздравил ОКБ Сухого с 85-летием

     29 июля 2024 года проректор по научной работе д.т.н., профессор Бойко А.А. принял участие в мероприятиях посвященных 85-летию со дня основания ОКБ Сухого- одного из основных российских предприятий по разработке боевых авиационных комплексов. Во время мероприятий Бойко А.А. посетил могилу основателя ОКБ Павла Осиповича Сухого. Состоялась встреча с представителем ОКБ Строковым Игорем Николаевичем, а также внучками П.О.Сухого Воскресенской Марией Георгиевной и Воскресенской Наталией Георгиевной.

    Первому заместителю управляющего директора — директору ОКБ Сухого Михаил Юрьевичу Стрельцу вручен поздравительный адрес коллективу ОКБ Сухого от сотрудников и студентов университета с пожеланием дальнейших успехов и новых творческих решений.

img_20240729_173647.jpg

Историко-архивная справка ОКБ Сухого ПАО «ОАК»

(по официальным материалам ОКБ Сухого)

      История ОКБ Сухого начинается с того момента, когда, в соответствии с Постановлением Правительства от 29 июля 1939 года, П.О. Сухой, возглавлявший бригаду конструкторского отдела завода № 156 (г. Москва, ул. Радио), со всем коллективом был переведен на серийный завод № 135 в г. Харьков и назначен Главным конструктором этого завода. Помимо плановых работ по опытным машинам, ОКБ помогало осваивать в серийном производстве самолет ББ-1 (с 1940 года – Су-2).

      Собственную производственную базу коллектив получил 5 марта 1940г., когда на базе КБ-29 (ст. Подлипки, Московской области) был организован завод опытного самолетостроения, в марте 1940 года получивший наименование «Государственный Союзный завод № 289 НКАП». Весь состав ОКБ П.О. Сухого был переведен с завода № 135 на завод № 289, а П.О. Сухой назначен Главным конструктором этого завода (с 14 ноября 1940г. – Главным конструктором и директором).

     С октября 1941 года до середины 1943 года завод № 289 находился в эвакуации в г. Пермь. После возвращения, новым местом дислокации стал подмосковный г. Тушино, территория бывшего завода № 464 (ныне ГосМКБ «Вымпел»). В феврале 1945 года произошло объединение завода № 289 с заводом № 134 под общим номером 134.

     В период с 1939г. по 1949г. в КБ были разработаны самолеты с поршневыми двигателями: истребители Су-1, Су-3, Су-5, Су-7; штурмовики Су-2, Су-4, Су-6, Су-8; бомбардировщик УТБ; корректировщик Су-12; самолеты с реактивными двигателями: Су-9(К), Су-11(ЛК), Су-15(П), Су-17(Р) и бомбардировщик Су-10. При этом Су-2 и УТБ строились серийно. В 1949 году ОКБ, руководимое П.О. Сухим, было расформировано.

   Второе рождение ОКБ состоялось в мае 1953 года, когда П.О. Сухой был назначен Главным конструктором действующего ОКБ-1.

     За период с 1953г. по 1975г. были созданы и запущены в серийное производство самолеты:

- со стреловидным крылом – Су-7, Су-7 Б, Су-7 БКЛ, Су-7 БМ, Су-7 У и экспортные варианты Су-7 БМК и Су-7 УМК;

- с крылом изменяемой стреловидности – Су-17, Су-17 М, Су-17М2 и Су24;

- с треугольным крылом – Су-9, Су-9 У, Су-11, Су-15, Су-15Т, Су-15 ТМ, Су-15 УТ, Су-15УМ;

- штурмовик – Су-25.

img_7311.jpg

     Разработан и совершил первый полет в 1972 году дальний сверхзвуковой разведывательно-ударный комплекс Т4 ("100") – 4-х двигательный самолет, со взлетным весом 114000 кг, рассчитанный на скорость полета 3200 км/ч на высоте более 20000 м. Летные испытания самолета и работы по этой теме были прекращены в 1974 году.

    14 ноября 1949 года ОКБ П.О. Сухого было ликвидировано. Главный конструктор П.О. Сухой был назначен заместителем Главного конструктора завода № 156 А.Н. Туполева.

      14 мая 1953 года П.О. Сухой назначается Главным конструктором ОКБ-1 (г. Москва, ул. Радио) или п/я 2325 МАП. 26 октября 1953 года ОКБ-1 был передан филиал завода № 155 (бывший завод № 51), расположенный по 1-му Беговому проезду (ныне ул. Поликарпова), который имел свою богатую историю, связанную с деятельностью известных авиаконструкторов Н.Н. Поликарпова и В.Н. Челомея, а именно:

      26 января 1940 года ОКБ Н.Н. Поликарпова была предоставлена часть территории завода № 1, ранее занимаемая 8 отделом ЦАГИ. 27 июня 1940 года ОКБ Н.Н. Поликарпова было преобразовано в самостоятельный «Государственный Союзный завод № 51 НКАП». Занимаемая ОКБ площадь в конструкторском здании на заводе № 1 им. «Авиахим» была закреплена за заводом № 51.

    В октябре 1941 года завод № 51 был эвакуирован в г. Новосибирск, а к началу 1944 вновь вернулся в Москву. После смерти Н.Н. Поликарпова в 1944 г. Главным конструктором завода № 51 был назначен В.Н. Челомей, который в период с сентября 1944 года по февраль 1953 года занимался проектированием и постройкой самолетов-снарядов. 21 февраля 1953 года завод № 51 был передан со всем личным составом и оборудованием заводу № 155 (Главный конструктор А.И. Микоян) в качестве филиала для доводочных работ по самолетам-истребителям.

    После слияния с филиалом завода № 155, опытно-конструкторскому бюро ОКБ-1 вновь было присвоено наименование «Государственный Союзный опытный завод № 51 МАП». В 1967 году завод получил «открытое» название – Московский машиностроительный завод «Кулон». Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1975 г. и Приказом МАП от 19.07.1976 г. ОКБ и заводу присвоено имя П.О. Сухого (переименование было произведено с марта 1977г.).

     На смену П.О. Сухому пришел его первый заместитель Иванов Евгений Алексеевич, который с ноября 1975 года исполнял обязанности руководителя ОКБ, а в декабре 1977 года был утвержден на должность Генерального конструктора.

      В период с 1975 г. по 1983 г. были продолжены начатые при П.О. Сухом работы – внедрены в серийное производство модификации самолетов Су-15, Су-17, Су-24, Су-25, запущен в серийное производство первый вариант самолета Су-27 в компоновке самолета Т 10-1.

     В 1983 году Е.А. Иванова на посту Генерального конструктора сменил М.П. Симонов.

    М.П. Симонов определил и реализовал основные направления глубокой модернизации базового самолета Су-27 и обеспечил создание семейства самолетов, каждый из которых завоевал передовые позиции в мировом авиастроении. Семейство включает: учебно-боевой самолет Су-27 УБ, двухместный многофункциональный истребитель Су-30, самолет корабельного базирования Су-33, двухместный тактический ударный самолет Су-34, многоцелевой одноместный истребитель Су-35 (открытое название модификации самолета Т-10М). В конце 1980-х годов в «ОКБ Сухого» был осуществлен прорыв в область режимов сверхманевренности – область, которая до настоящего времени не освоена ни одним самолетом в мире. Разработана тактика ведения воздушного боя с использованием режимов сверхманевренности. С 1990 года в «ОКБ Сухого» интенсифицируется деятельность в области военно-технического сотрудничества. Заключены и выполнены контракты на поставку самолетов Су27 СК и Су-27 УБК в КНР и Вьетнам, самолетов Су-30 К в Индию. Успешно выполнен контракт с КНР на организацию производства самолетов Су-27 СК по проданной лицензии, и с Республикой Индией – самолетов Су-30 МКИ.

      В апреле 1992 года ММЗ им. П.О. Сухого был переименован в Авиационный научно-промышленный комплекс «ОКБ Сухого». Распоряжением правительства РФ от 30.12.1992 г. было разрешено акционирование АНПК «ОКБ Сухого» и его приватизация с закреплением в федеральной собственности контрольного пакета акций. Распоряжением ГКИ от 02.07.1993 г. АНПК «ОКБ Сухого» был преобразован в Акционерное общество открытого типа «ОКБ Сухого» (переименование было произведено с ноября 1994 г.).

      В середине 90-х годов самолеты Су были оснащены двигателями с управляемым вектором тяги, что позволило существенно расширить область уже освоенных режимов сверхманевренности и исключить проблемы сваливания и штопора.

        Первым самолетом с управляемым вектором тяги стал многофункциональный истребитель Су-37.

       В 1997 году первый полет совершил созданный в ОКБ экспериментальный самолет Су-47 "Беркут" с крылом обратной стреловидности, предназначенный для отработки технологий создания самолетов 5-го поколения.

        В период 1983 – 1999 гг. было создано семейство одно- и двухместных спортивных самолетов Су-26, Су-29 и Су-31, на которых летчиками сборной команды страны завоевано в международных соревнованиях более 200 призовых медалей, из которых более 100 золотых.

       В период с 1995 по 1999 г.г. М.П. Симонов одновременно являлся Генеральным конструктором и Генеральным директором. В 1999 году «ОКБ Сухого» в качестве Генерального директора возглавил М.А. Погосян, при этом Симонов М.П. вплоть до 2011 года являлся Генеральным конструктором.

       В 2000 году Компания «Сухой» выиграла конкурс, объявленный Министерством обороны Российской Федерации, и была определена Головным разработчиком самолета пятого поколения.

        В июне 2002 года предприятие было переименовано в Открытое акционерное общество «ОКБ Сухого».

     01.01.2013 Открытое акционерное общество «ОКБ Сухого» было реорганизовано в форме присоединения к Открытому акционерному обществу «Авиационная холдинговая Компания «Сухой», а на базе ОАО «ОКБ Сухого» создан филиал ОАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого» (записи в ЕГРЮЛ от 01.01.2013 г. № 2137746011467 и № 2137746011489). На основании решения Совета директоров ОАО «Компания «Сухой» (Протокол № 9 от 20.12.2012 г.) ОАО «ОКБ Сухого» было переименовано в Филиал ОАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого».

      В марте 2014 года был принят на вооружение Вооруженных сил России истребитель-бомбардировщик Су-34. Успешно выполнялись заключённые государственные контракты с Министерством обороны на поставку серийных самолётов. Учитывая значительный модернизационный потенциал, именно Су-34 на долгие годы составит основу ударной мощи оперативно-тактической авиации ВВС, являясь достойной сменой всепогодного круглосуточного фронтового бомбардировщика Су-24М.

      В апреле 2014 года были завершены испытания модернизированного самолета-штурмовика Су-25СМ с новыми видами вооружения и комплексом радиоэлектронной борьбы «Витебск».

      В соответствии с решением Совета директоров ПАО «Компания «Сухой» (Протокол заседания Совета директоров Публичного акционерного общества «Акционерная холдинговая компания «Сухой» от 27.03.2015 г. № 20), с 13 апреля 2015 г. изменено наименование «Филиал Открытого акционерного общества «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «ОКБ Сухого» (Филиал ОАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого» на «Филиал Публичного акционерного общества «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «ОКБ Сухого» (Филиал ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого»).

      Согласно приказу ПАО «Компания «Сухой» от 29.03.2019 № 1/154 с 01.04.2019 года Филиал ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого» ликвидирован, ОКБ Сухого стало структурным подразделением ПАО «Компания «Сухой».

      В период с 2014 по 2018 годы ОКБ Сухого продолжало успешно реализовывать проект по созданию перспективного военного истребителя, с применением новейших технологий, включая технологии малой заметности и информационные: в практику работы конструкторского бюро были внедрены методы электронного проектирования, сложные специальные расчетные программные продукты и суперкомпьютерные технологии. Самолету Су-57 придан ряд уникальных свойств, он сочетает в себе функции малозаметного высокоманевренного истребителя и ударного самолёта, а также оснащён принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики, обладающей высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа.

       В 2018 году был подписан контракт с Министерством обороны Российской Федерации на поставку в войска самолетов установочной партии. В этом же году был принят на вооружение самолет Су-30СМ.

      С целью осуществления плавного перехода к авиационным комплексам пятого поколения, без ослабления обороноспособности страны, в «ОКБ Сухого» был создан глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель Су-35С поколения «4++». По результатам государственных совместных испытаний комплекту конструкторской документации была присвоена литера «О1». Было развернуто серийное производство самолетов, и они стали поступать на вооружение Воздушнокосмических сил (ВКС) России, согласно заключенным контрактам с Министерством обороны Российской Федерации.

       В 2019 году впервые полет совершил первый разработанный ОКБ Сухого тяжелый ударный беспилотный самолет С-70Б-1.

     В 2021 году был разработан и продемонстрирован на выставке МАКС-2021 макет легкого однодвигательного тактического самолета «Checkmate».

      В соответствии с приказом ПАО «Объединенная авиастроительная объединенная корпорация» от 01.06.2022 года, ОКБ Сухого стало структурным подразделением ПАО «ОАК».

     В 2022 году совершил первый полет модернизированный самолет Су-57, в рамках заказа Министерства обороны Российской Федерации. Было обеспечено необходимое конструкторское сопровождение серийных контрактов ГОЗ, сопровождение работ самолетов марки «Су» в СВО. В рамках военнотехнического сотрудничества был заключен контракт на разработку и поставку модифицированного самолета Су-34Э для инозаказчика.

    В 2023 году, в рамках военно-технического сотрудничества, был заключен контракт на разработку и поставку модифицированного самолета Су-57Э для инозаказчика. Активно развивалась работа по беспилотной тематике, Министерству обороны Российской Федерации был представлен ударный беспилотный комплекс С-71 малой размерности, нехарактерный для ОКБ Сухого.

img_20240729_155353.jpg

    Постоянно укрепляется и развивается кадровый, научный и производственный потенциал ОКБ Сухого, уверенно внедряются новейшие технологии авиастроения, включая информационные, позволяющие не только создавать передовые образцы авиационной техники на основе полного электронного моделирования продукта, но также осуществлять взаимодействие проектировщиков, производителей, соисполнителей и заказчиков в едином информационном пространстве.