Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого

"Мы движемся к формированию цифровых пространств"

Наше сегодняшнее интервью – с ректором Гомельского государственного технического университета имени П.О.Сухого Артуром Владимировичем Путято. В прошлом году вуз отметил свой 55-летний юбилей. Само появление гомельского политеха было связано с экономическим промышленным подъемом области. Гомельский государственный технический университет – один из ведущих технических вузов Беларуси, который готовит специалистов инженерного профиля для различных производственных отраслей. А ещё ГГТУ остаётся единственным вузом в области, который обучает на инженеров по эксплуатации нефтегазовых месторождений.

img_7288_1.jpg

– Артур Владимирович, благодарим, что Вы нашли время для этой беседы. Герои наших интервью интересны нам не только как профессионалы, но, прежде всего, как личности. В интернете не так много информации, касающейся Вашей биографии. Когда-то Вы рассказывали, что родились в городе Осиповичи, это крупный железнодорожный узел в Могилевской области, Ваш отец работал на железной дороге и всегда что-то мастерил. Поэтому Вам с детства была интересна математика и физика. Потом вы оканчиваете Белорусский государственный университет транспорта. Так каким же был путь от студенчества до получения степени доктора технических наук и текущего звания ректора? Кто, кроме отца, были вашими наставниками?

– На самом деле выбор университета был достаточно очевиден. Мои родители работали на железной дороге и к моменту поступления мой старший брат был уже старшекурсником в университете транспорта. Поэтому, во-первых, это уже династия, во-вторых, как сказали родители, «будешь под присмотром».

Вы знаете, мне повезло, на студенческом пути повстречались замечательные люди, очень компетентные и требовательные преподаватели. Как сказал один из них: «Самая большая заслуга преподавателя вуза – это когда тебя выпускник назовет учителем!». Так вот многих преподавателей, доцентов, профессоров я сегодня называю гордым словом Учитель! А начался такой путь в науку с олимпиадного движения по теоретической механике, вдохновителем и руководителем которого является и по настоящее время профессор Шимановский Александр Олегович. Благодаря заряжающему интересу к предмету от моего первого наставника уже со второго курса я с головой погрузился в механику. Более предметно изучая специальность в университете, а я специалист по подвижному составу, увлеченность теоретической механикой переросла в практическую плоскость: компьютерного моделирования и проектирования механических систем на транспорте. Моим дипломным руководителем был крупный учёный по вагонному хозяйству профессор Сенько Вениамин Иванович. Его также я с гордостью называю своим наставником и Учителем, под руководством которого я становился как учёный, защитив кандидатскую и докторскую диссертации. Здесь важно отметить вот что: теоретическое накопление научного задела на протяжении всего трудового пути сопровождалось практическим применением на предприятиях и организациях реального сектора, а также преподаванием. И это на мой взгляд крайне важно для учёного. Во-первых, видеть внедрение продукта своего научного труда, во-вторых делиться знаниями со студентами и аспирантами. Что касается текущей должности…не ставил никогда целью стать руководителем. Я делал то, что интересно, что, как я считал, важно, и, если берешься за дело, сделай все, чтобы решить поставленные задачи. Да, было непростое решение уйти из альма-матер, в которой я отработал более 20 лет, на должность ректора Гомельского Политеха. Прежде всего, это огромная ответственность, но, как говорится, взялся – работай!

– Гомельский государственный технический университет назван в честь Павла Сухого, советского военного авиаконструктора. С Гомелем легенду мировой авиации связывало многое. Здесь он рос, ходил в гимназию и формировал свои взгляды на жизнь, впервые увидел самолёты и «заболел небом», некоторое время работал, а после приезжал отдыхать от суетливой Москвы. Это накладывает определённую ответственность. Как Вы думаете, осознают ли сегодняшние студенты связь поколений, что нужно соответствовать и что «где родился, там и пригодился»? Или же гонятся за «длинным рублем» и мечтают о Силиконовых долинах? Какой должна быть идеология, чтобы удержать кадры в Беларуси/России?

– Действительно, имя, которое носит университет, вызывает трепет, показывает пример целеустремлённости к мечте, к любимому делу. У нас в университете в музее довольно много личных вещей Павла Осиповича, переданных его родственниками, мы поддерживаем взаимодействие с ОКБ «Сухого», о чём, конечно, рассказываем не только нашим студентам, но и абитуриентам, которые уже в старших классах приходят в университет. Студенты всегда максималисты, многие хотят всего и сразу, но по мере приобретения знаний, опыта, изучения практик становления ярких личностей, в том числе наших выпускников, приходит понимание, что добиться стабильного устойчивого «длинного рубля» можно только через пот и труд. Также, на мой взгляд, не менее важно работать не столько ради материального блага, но и понимать, что ты внёс свою частичку, пусть даже капельку, для лучшего завтра. Тогда и кадры не нужно будет «удерживать», молодежь должна сама понимать, что, проще говоря … кайф в жизни – в создании своей семьи, в созидании своего дома, в развитии своей родной страны.

Кайф в жизни – в создании своей семьи, в созидании своего дома, в развитии своей родной страны.

– Возглавляемый Вами ВУЗ – политехнический, здесь множество направлений, начиная от металлургии и энергетики, заканчивая IT-блоком. Как-то Вы обмолвились о том, что ваши «айтишники – прикладные», то есть после выпуска их не нужно учить производству, они его знают. Гомельский университет готовит высокопрофессиональные кадры для ТЭК, в том числе для нефтянки. Чем сегодняшнее образование, на Ваш взгляд, отличается от того, которое было в Ваше время? Или фундаментальные науки, по сути, не меняются? Куда идут работать Ваши выпускники? 

- На мой взгляд, термин «айтишник» сегодня уже размывается. Поясню. Абсолютно в любой инженерной специальности: и в металлургии, и в машиностроении, и в энергетике, а тем более на предприятиях ТЭК, начиная от разработки месторождений до переработки продуктов добычи, везде присутствует цифровая составляющая. Стадии проектирования – это моделирование, цифровые двойники и т.п., любое технологическое оборудование – это тоже компьютер с соответствующим ПО. Поэтому я убеждён, что владение навыками IT сегодня для инженера, это как владение офисными программами – само собой разумеется. Но важно понимать, в настоящее время составление программы не представляет большого труда, многие коды сегодня собираются как конструктор, а вот формулирование технической инженерной задачи – это по плечу только специалисту в соответствующей области, то есть инженеру, выпускнику Гомельского Политеха:)

Конечно, для квалифицированного специалиста важна, прежде всего, фундаментальная база. Ведь не зря, если посмотреть учебные планы инженерных специальностей разных вузов, наполнение дисциплин на первом курсе будет во многом схоже. Это базовые предметы, такие как математика, физика, химия, механика и т.п.

Касательно вопроса, куда идут работать наши выпускники, скажу, что в силу политехнического направления образования, мы взаимодействуем с широким спектром предприятий и организаций. Базовые наши заказчики кадров – это ПО «Белоруснефть», ОАО «Гомсельмаш», Белорусский металлургический завод, РУП «Гомельэнерго», и многие другие. Нужно сказать, сегодня как никогда за выпускниками стоит очередь.

– В, казалось бы, не столь далеком 21-м году (однако же как много с тех пор изменилось) Вы говорили: «Я IT расцениваю как инструментарий, среду, в которой удобно работать. Что касается профессий будущего, то я уверен, что инженер будет всегда». Поменялся ли с тех пор ваш взгляд? Ведь сегодня все пристально следят за развитием искусственного интеллекта. И в этой гонке выиграют страны, достигшие технологического превосходства. Например, умеющие молниеносно обрабатывать огромные массивы данных и имеющие для этого необходимые мощности (то есть не только «светлые» головы, но и созданные ими суперкомпьютеры).

– Подпишусь и сегодня под своими словами. В вопросе имеется сразу и ответ. Действительно, развитие любой страны – это ее экономика, экономическое благосостояние достигается, в большей своей части, за счет технологий и инновационной продукции, которые создают инженеры на основе накопленных знаний и опыта, в том числе развития цифровой составляющей, как инструмента. Недавно на саммите Глав СНГ наш Президент, Александр Григорьевич Лукашенко, обозначая основные задачи, указал на важность движения в сторону технологического суверенитета в СНГ. Абсолютно в корень, и уже сегодня мы видим кооперационные движения в области микроэлектроники, станкостроения, разработки отечественного ПО и во многих других областях.

– Очень понравилась ваша фраза о том, что «пользу технарю приносит связь с производством». Как происходит взаимодействие университета с реальным бизнесом, компаниями? Открыты ли вы как Университет для диалога, совместной апробации отечественных решений и дальнейшего партнерства? Возможно ли на базе профильных вузов инициировать, к примеру, создание некоего совместного проекта по анализу и обработке первичных данных в нефтянке?

- Я в принципе не представляю эффективное функционирование высшего образовательного учреждения, особенно технического профиля, без взаимодействия с реальным сектором экономики. Кадры готовить нужно только вместе. Наш университет работает по принципу золотого треугольника взаимодействий «образование - наука – производство». Причём на первое место нужно ставить, на мой взгляд, именно взаимодействие научное, результаты которого транслируются студентам. Убеждён, что именно из научного взаимодействия рождается тесная связь с производством, которая реализуется по многим известным направлениям от участия специалистов-практиков в образовательном процессе до подготовки кадров высшей квалификации. 

В целом, я считаю, что высшие образовательные учреждения – это опорные точки успешного развития государства: здесь ведется подготовка специалистов – кадрового будущего страны, здесь ведутся научные разработки, здесь формируется личность патриота своей земли. 

В части открытости и готовности работать над проектами совместно с предприятиями – однозначно «да».

– Наверняка вы знаете о научно-технической программе Союзного государства «СКИФ-НЕДРА», это был перспективный российско-белорусский проект, продолжавшийся с 2015 по 2021 год и направленный на развитие суперкомпьютерных технологий. Головным исполнителем работ по данной программе являлось ООО НПО «СНГС» («Союзнефтегазсервис»), выбранный Минобрнауки России на конкурсной основе. Как Вы видите в текущих реалиях взаимодействие двух стран? Какие проекты из сферы ТЭК сегодня перспективны, на Ваш взгляд? Пару недель назад президент Беларуси Александр Лукашенко сообщил, что Минск и «Роснефть» договорились исследовать недра Гомельской области для поиска нефти…

– В декабре исполнится 10 лет подписанию договора о научно-техническом сотрудничестве между ГГТУ им П.О. Сухого и ООО НПО «СНГС». И основные направления совместных исследований – цифровой керн, цифровизация бурения нефтяных и газовых скважин, оптимизация параметров бурения путём определения скрытого непроизводительного времени, использование искусственного интеллекта для предупреждения осложнений и аварий в процессе бурения и т.д. Надо сказать, что существенным толчком развития указанных направлений послужил переданный университету программно-аппаратный комплекс, включающий компьютер в промышленном исполнении и программное обеспечение «Агрегатор цифрового бурения» на базе цифровой платформы «Унофактор», который сегодня применяется не только в научных исследованиях, но и в учебном процессе. Пользуясь случаем мне хотелось бы выразить признательность ООО НПО «СНГС» за многолетнее сотрудничество!

Гомельщина в Беларуси – нефтяной регион. И наш университет имеет научную школу в области разработки и эксплуатации нефтегазовых месторождений, а также повышения эффективности нефтеотдачи. Отмечу, что наш Президент, как хороший хозяин, трепетно относится к пусть относительно Российской Федерации весьма скромным, но имеющимся ресурсам. Добыча в регионе ведется ещё с советских времен, а технологии с тех пор шагнули далеко вперёд, поэтому вопросы как поиска новых месторождений, так и повышения эффективности нефтеотдачи уже имеющихся скважин для нас весьма актуальны.

Основные направления совместных исследований – цифровой керн, цифровизация бурения нефтяных и газовых скважин...использование искусственного интеллекта... и т.д.

– Что уже было сделано в контексте реализации задуманной Вами концепции «Университета 4.0», нацеленной на решение проблем, которые диктуются временем и технологическим прогрессом? А что только предстоит воплотить в жизнь? Ну и немного лирики…Хотелось бы, конечно, позитивной. Трудно загадывать, но каким Вы видите будущее наших двух оставшихся друг другу родными стран?

Говоря про золотой треугольник взаимодействий, нужно понимать, что эти взаимодействия как на макроуровне, т.е между структурами, так и на микроуровне, внутри каждой структуры, сегодня движутся к всё большей цифровизации, к формированию цифровых пространств. Этого не избежать, но этим нужно управлять и использовать для дальнейшего развития.

Т.е. использование цифровизации дает возможность непрерывного мониторинга результатов образовательного процесса обучающегося на всех этапах, включая обратную связь с заказчиками кадров. Анализ такого бесценного цифрового массива позволит более оперативно адаптировать учебные планы под потребности экономики, в том числе осуществлять прогноз кадровой безопасности. Здесь конечно ещё работы много, и инфраструктура университета развивается в этом направлении, но за цифровой гонкой важно не упустить базовую суть университетского образования – формирование универсального фундамента для дальнейшего развития специалиста в условиях практической деятельности, а также формирование мировоззрения и коммуникативных навыков каждого обучающегося.

Если немного лирики в части видения будущего наших родных стран… Представьте себе колосящееся поле пшеницы, светит солнышко, рядышком течёт сине-голубая река, на берегу которой стоят два крепких, по-хозяйски ухоженных, семейных дома. Из домов выходят в поле, берясь за руки, две красавицы сестры в своих традиционных нарядах. Прекрасная картина, добрая и мирная! Таким я вижу будущее наших двух братских суверенных государств.

2007-01-02_03-43-00.jpg

По материалам: ]]>https://sngs.info/ru/article/cegodnia-mir-dvizhetsia-k-vsio-bolshei-tsif...]]>