Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого

Профессор Сергей Александрович Елизаров: о своем студенчестве, о важности исторического знания и своих увлечениях

В марте 2025 года доктор исторических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных и правовых дисциплин Сергей Александрович Елизаров отмечает юбилей. Более 45 лет его профессиональная деятельность связана с ГГТУ им. П. О. Сухого. Многие наши выпускники, у кого Сергей Александрович читал курс истории, отмечают у него, наряду с широкой эрудицией, аналитический склад ума и умение логично, ясно подать самый сложный материал. Требовательность, заставляющая студентов напрягаться, исходит от самодисциплины профессора С. А. Елизарова. Невольно рисуется образ человека, который чуть ли не родился с набором типичных качеств ученого. Сергей Александрович уверяет, что даже в студенческие годы о серьезной науке не думал, а свою первую публикацию, на втором году аспирантуры, воспринимал как героический подвиг.

doktar_gistarychnyh_navuk_prafesar_elizarau_s.a.jpg

Доктор исторических наук, профессор С.А. Елизаров.

Однако упорство, так необходимое для научных изысканий, было проявлено уже при поступлении в БГУ на исторический факультет, поскольку поступил со второй попытки, а в перерыве между попытками – работал автослесарем в таксопарке и готовился к вступительным экзаменам. Почему молодой человек из Архангельска поехал поступать в Минск – сегодня Сергей Александрович даже не может определенно объяснить. Тут все вместе: и романтика, и желание, уехав куда подальше, зажить самостоятельно.

Жизнь в общежитии – особая часть биографии любого студента. По словам Сергея Александровича, «студент, живущий в общежитии, это на 150% студент».

– Это большая школа жизни. У нас в комнате жило 12 человек! И каждый со своим характером, своими желаниями. Учишься разбираться в людях, сосуществовать с ними, находить компромиссы, решать бытовые проблемы.

elizarov-magnat.jpg

Елизаров – магнат

Одним из важнейших результатов студенческого периода жизни нашего юбиляра было создание семьи. Со своей будущей женой Галиной Владиленовной Сергей Александрович познакомился на первом курсе, на картошке. Сложилась крепкая дружная семья. Надежный тыл – важное условие жизненных успехов. Галина Владиленовна преподавала в нашем университете, зарекомендовав себя интересным, чутким преподавателем.

Хочется отметить, что по рассказам о студенческой жизни поколения 1960-х–1970-х гг., не было такой чрезмерной опеки молодежи, какую наблюдаем мы сегодня и со стороны родителей, и со стороны вуза. Студенты стремились заработать, чтобы не обременять родителей своими нуждами. Да и самооценка повышается, если имеешь свои заработанные деньги. Большим подспорьем были стройотряды. Приходилось выполнять самую разнообразную работу. Будущий профессор и колодцы чистил, и траншеи в вечной мерзлоте рыл, дорогу прокладывал, стал «специалистом» по термообработке труб. Вот как вспоминает это время Сергей Александрович:

– Подход был простой: давали отбойный молоток, объясняли задачу, – и вперед, а то, что ты первый раз в руках это держишь, никого не волновало. Первая стройотрядовская смена прошла на территории БССР, но у себя дома много не заработаешь. Однако при стипендии в 30 рублей 250 рублей – все равно было неплохо. Потом появилась возможность поработать на Севере. Вот там были заработки! Следующий стройотряд – в Коми, в Ухту. Там зарабатывали 600–1200 рублей. Конечно, чувство самоуважения повышалось. Работа в стройотрядах позволила приобрести трудовые навыки (которые никогда лишними не бывают), в совместной работе хорошо познаются люди, да и жизнь видишь, какой она есть, без прикрас. Жили коммуной, теснее, чем во время учебы, общались. Вспоминаются, конечно, комичные и стрессовые ситуации, ну, например, как мне на голову крыса свалилась.

vystup_na_navukovay_kanferencyi.jpg

Выступление на научной конференции

Однако главная работа для студента – учеба. Студент С. А. Елизаров был на хорошем счету, четыре года был старостой группы, окончил вуз с красным дипломом. По признанию Сергея Александровича многое ему дали… шахматы. Был чемпионом Архангельской области среди юношей, дважды – чемпионом Белгосуниверситета в составе команды исторического факультета. И в нашем университете продолжает участвовать в шахматных соревнованиях. Эта игра дисциплинирует ум, поведение, прививает определенную культуру мышления. В студенческие годы в становлении личности большую роль играют преподаватели. С особым чувством Сергей Александрович вспоминает своих наставников:

– В студенческие годы запоминались не дисциплины, а преподаватели. Мой первый учитель – профессор Лев Михайлович Шнеерсон – читал историю новейшего времени (его по праву считают основателем белорусской научной школы германистики). Это был потрясающий лектор, слушаешь и забываешь, что на лекции сидишь. Для меня это был эталонный профессор, той старой школы. Как он возился со студентами! Это надо ж было столько терпения иметь! Археологию вел Эдуард Михайлович Загорульский, крупнейший специалист по памятникам средневековья, инициатор открытия кафедры археологии. Он впервые проводил тесты на ЭВМ. Это в 1973 году! У него был дифференцированный подход к оцениванию знаний. Он преподнес мне урок на экзамене: не всегда надо снижать оценку, если студент не ответил на какой-то вопрос, надо оценивать главное. Запомнился особой манерой читать лекции Г. М. Лифшиц (дважды доктор наук – философских и исторических), который преподавал историю древневосточных цивилизаций. Остались в памяти и многие другие преподаватели, а из экзаменов – те немногие, которые дались наиболее трудно.

prafesar_elizarau_s.a._razam_z_dyplamantami_konkursu_tvorchyh_rabot_studentau_.jpg

Профессор Елизаров С.А. совместно с выпускниками конкурса студенческих творческих работ

С особой благодарностью вспоминает Сергей Александрович своего научного руководителя доктора исторических наук Ираиду Осиповну Царюк. Ираида Осиповна – младшая сестра Сергея Осиповича Притыцкого, легендарного организатора комсомольского подполья в Западной Беларуси в межвоенной Польше и партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, впоследствии Председателя Президиума Верховного Совета БССР. В студенческие и аспирантские годы Сергея Александровича Ираида Осиповна была деканом исторического факультета БГУ. Сергей Александрович считает И. О. Царюк своим учителем в науке: «Она оказалась мощным локомотивом в продвижении защиты кандидатской диссертации. Незадолго до окончания аспирантуры она дала мне установку: через два месяца будешь защищаться. Материал был, но его надо было надлежащим образом оформить. 15 декабря 1983 года у меня заканчивался срок учебы в аспирантуре, и 15 декабря прошла защита (тема кандидатской диссертации «Деятельность Компартии Белоруссии по дальнейшему развитию экономического образования тружеников села в 1970-е годы»).

u_yakasci_ekpertu_syarod_udzelnikau_navukovay_dyskusii.jpg

В качестве эксперта среди участников научной дискуссии

В 2012 г. Сергей Александрович успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук (тема диссертации «Формирование и функционирование системы административно-территориального деления БССР (1919–1991 гг.)»). По признанию Сергея Александровича доктор исторических наук, профессор Владимир Константинович Коршук (научный консультант по докторской диссертации) научил его работать как ученого.

– Он объяснил суть научного метода. Если я могу себя назвать ученым, то только благодаря ему. Замечательный человек, а когда-то в аспирантуре я его очень боялся, да все его боялись. А стали тесно общаться, оказался такой душевный человек! Но и требовательный! Текст диссертации возвращал после тщательного просмотра семь раз! Он приучил не просто излагать фактический материал, а делать выводы. Я ему буду безмерно благодарен всю жизнь.

Шахматная игра приучает просчитывать все на несколько шагов вперед. Сергей Александрович убежден, что это очень помогает в жизни, но есть и минус, – мешает рисковать, там, где это может быть оправдано.

– Я всегда опасался предоставить свою работу как докторскую. Не хватало необходимого «научного нахальства» и веры в собственные силы. Долго сомневался и потерял много времени, которого впоследствии не хватило для других научных проектов.

starsheklassnik_n.1970-h.jpg

старшеклассник н.1970-х

По опросам наших студентов создается впечатление, что все их студенческое несчастье от наличия в программе обучения дисциплин социально-гуманитарного блока. Профессор С. А. Елизаров убежден, что без гуманитарной составляющей в техническом вузе не обойтись.

– Будучи студентом, я тоже определял для себя, какие предметы мне нужны, а какие не нужны. Когда закончил вуз, через какое-то время понял, что нужными оказались те предметы, которые учили думать. Все гуманитарные предметы, в том числе и история, должны научить человека думать. Я никогда не ставлю перед собой задачу впихнуть в студенческие головы все исторические факты. Задача в другом: важно понимать, что до нас были люди, что то, чем мы пользуемся, было создано предыдущими поколениями. Осознание того, что ты стоишь на плечах этих поколений, повышает ответственность за сегодняшние поступки. Важно иметь чувство исторического времени. Утилитарно мыслящие обычно говорят, что им это знать необязательно, они инженеры, программисты, экономисты и должны разбираться в своей профессиональной сфере. Да, за знания в области философии, истории им не будут платить больше. Но я всегда говорю на первой лекции нашим студентам: мы здесь формируем элиту! Помимо профессиональной подготовки, должна быть широта и глубина мышления. Руководит и направляет не абстрактный народ, а элита. Кругозор, глубина мышления дает надежду на порядочность: внимание к близким, ближним, соседям, к стране, в которой живем. Я не приемлю желания спихнуть проблемы на «не такое общество» и на «такое время». Это позиция самооправдания в бездействии и равнодушии. Общество такое, каким мы его делаем. Не время делает людей, – люди делают время. В любое время есть люди порядочные и непорядочные.

na_armeyskih_sborah.jpg

на армейских сборах

Наше общение с юбиляром закончили экспресс опросом.

Какой исторический период Вы бы пожелали посетить на машине времени?

– XVIII век. И вовсе не по причине торжества науки и рационального начала. Галантный век – век авантюристов. Что-то романтичное в этом времени есть.

Ваши литературные пристрастия?

– Они менялись в разные периоды жизни. В студенческие годы было увлечение С. Есениным, потом пришел А. Блок. Очень впечатлили романы Льва Толстого «Воскресение» и Алексея Толстого «Хождение по мукам». Значительный след оставили произведения В. Гросмана «Жизнь и судьба» и военная трилогия К. Симонова.

А как на счет музыки?

– Всегда нравился русский романс. Из исполнителей любимые – Б. Штоколов, А. Соловьяненко, В. Трошин, Б. Окуджава, А. Подболотов, А. Малинин, О. Погудин. Из зарубежных – гитарист и композитор Франсис Гойя и великие тенора Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Карерас.

– Ваши пожелания студентам…

– Хочу пожелать нашему студенту стать человеком и профессионалом. Перефразируя слова одного мыслителя конца XVIII века, инженерами вы будете 8 часов в день, а человеком – 24 часа в сутки. Обучение в ВУЗе дает студентам возможность сформироваться студенту не только как профессионалу, но и как Человеку. А насколько этой возможностью вы, уважаемые студенты, воспользуетесь, зависит, прежде всего, от вас.

В свою очередь мы – коллеги, студенты, сотрудники университета – искренне желаем уважаемому Сергею Александровичу творческого долголетия, новых научных проектов, вдохновения от общения с коллегами и студентами и чтобы на все хватало здоровья!

Материал подготовила старший преподаватель кафедры СГиПД Ирина Грищенко