Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого

«Хатынь»: символ вечной памяти и скорби белорусского народа. К 75-летию трагедии

Хатынь

5 июля 1969 года, во время празднования 25-й годовщины освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, состоялось торжественное открытие мемориального комплекса "Хатынь", созданного в соответствии с постановлением ЦК КПБ "О дальнейшей работе по увековечиванию подвига советских людей в период Великой Отечественной войны».

Сегодня, наверное, нет человека, который бы не знал и не слышал слово «Хатынь». Название небольшого белорусского села стало символом трагедии народа Беларуси во время Великой Отечественной войны.

Когда появилась деревня Хатынь не упоминают ни документы, ни хроники. Первое упоминание о ней относится к июлю 1551 года. Тогда король и великий князь Литовский Сигизмунд Август даровал привилегию минскому старосте, волковысскому державце и Смоленскому воеводе пану Василию Тышкевичу приобретать «земли и дворцы» в Пилиповичах, Славогоще, Хатыни. Середина 16 века была временем расцвета средневекового белорусского государства, его «золотым веком». В покое и благополучии жила тогда и Хатынь, которая превратилась в достаточно большое село. Число жителей насчитывало 13 служб. В те времена «служба» состояла обычно из 2-3 и более «дымов» (крестьянских хозяйств). Соответственно количество «дымов» в Хатыни была приблизительно 30-40, а жило в деревне не менее 200 человек. Состоятельность хатынцев базировалась не на выращивании зерна, а на «ловле» (охотничьих угодьях), на бортничестве, добывали они и воск. Всего давали они владельцам земли Тышкевичам дани 20 пудов меда и серебщизна (денежной повинности) по 12 грошей от «сохи» (земельного участка) ежегодно. «Кровавый потоп» середины XVII столетия привел к ужасным разорений и уничтожил половину населения Беларуси. Согласно старинным документам Минского воеводства, от имения Хатынь остался 1 (один) «дым». Немалый урон нанесли краю и войны XVIII века, особенно третья Северная война. После II раздела Речи Посполитой (1793 год) вместе с землями Минского воеводства Великого княжества Литовского в состав Российской империи попала и Хатынь.

Возрождалась Хатынь медленно. В 1816 году количество крестьян в деревне насчитывало 63 человека (из них 32 мужчины и 31 женщина). К середине XIX века количество даже уменьшилось до 50 человек. В деревне было 6 дворов (крестьянских хозяйств), деревянная церковь Рождества Богородицы. Крестьяне преимущественно жили постоянно, отправляясь за пределы деревни только на вырубку леса и извоз. Слабоплодородная почва давала мизерные доходы, которых едва хватало на покрытие необходимых платежей. В документах тех пор упоминаются фамилии крестьян – Барановские, Желобковичи, Юрцевичи, Мироновичи, которые, кажется, жили здесь издревле. В конце XIX века в деревне проживало более 120 человек, из них 19 детей от 7 до 14 лет.

В сентябрьские дни 1939 года - Вторая мировая война коснулась и белорусских земель. Западная Беларусь стала ареной боевых действий немецких, польских и советских войск.

Первой жертвой агрессии стала Польша. Далее, в течение годов немецкие войска захватили Данию, Люксембург, Бельгию, Голландию, Норвегию, Францию, Югославию, Грецию.

Однако Вторая мировая война качественно отличалась от предыдущих. Вслед за наступающими армиями Вермахта шли войска СС, основной задачей которых было подавление всякого сопротивления оккупантам. Во всех странах Европы захватчики применяли систему заложничества. Жестокость по отношению к мирным жителям каратели объясняли борьбой с движением Сопротивления. Но это была лишь маска. Жители города Быдгощ стали чуть ли не первыми жертвами немецкого вторжения в Польшу. В качестве заложников там было уничтожено 500 мирных жителей. Претерпело всю жестокость гитлеровского «нового порядка» население города Крагуёвац в Сербии – в октябре 1941 года было уничтожено более 7000 человек. Потом будет городок Лидице в Чехии, который в июне 1942 года нацисты сожгли и сравняли с землей. Нацисты уничтожили дотла Орадур-сюр-Глан во Франции в июне 1944 года, Коловриту в Греции в декабре 1943 года, Пютлен в Нидерландах в октябре 1944 года. Этот список можно продолжать и продолжать...

На захваченных территориях устанавливали чрезвычайно жестокий оккупационный режим. Ограбление народа, вывоз материальных ценностей, убийства мирных жителей. Поводом для массового уничтожения людей была борьба с движением Сопротивления, с подпольем и партизанами. На совещании 16 июля 1941 года Гитлер заявил: «Партизанская война дает нам возможность истреблять все, что восстает против нас». Беспощадность по отношению к мирному населению захватчики объясняли тем, что наказывают только партизан и их пособников. Заложничество приобрело массовый характер. Убийства безвинных людей происходили по всей стране и в различных формах – от расстрелов во время облав до поголовного истребления населенных пунктов. Гитлеровцы считали, что массовые казни, уничтожение городков и деревень вместе с людьми должно было посеять страх среди населения оккупированных территорий.

В годы Второй мировой войны в Беларуси разрушено 209 городов и городских посёлков, сожжено более 9 тысяч сел и деревень. 628 белорусских деревень разделили судьбу Хатыни. 186 из них – не возрождены! И это далеко не полная статистика войны. Символом жестокости гитлеровских оккупантов в отношении к мирным людям стала деревня Хатынь.

Трагедия. 22 марта 1943 года на шоссе Минск-Витебск в шести километрах от Хатыни у деревни Козыри партизанами была обстреляна автоколонна фашистов в составе одной легковой и двух грузовых машин. В результате обстрела был убит офицер полиции шеф-командир 1-й роты 118 полицейского батальона гауптман Вельке и трое полицейских. Партизаны, совершившие нападение, скрылись от преследовавших их фашистов в лесу.

Во второй половине дня, вызвав подкрепление из Логойска, где дислоцировался батальон СС Дирлевангера, караполицейского батальона направились в близлежащую деревню Хатынь.

Озверевшие фашисты ворвались в деревню и окружили ее. Люди еще ничего не знали, но им уже был вынесен смертный приговор. Жителей деревни от мала до велика – стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год, пригнали в сарай Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней и догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца. Вместе с жителями Хатыни в сарай пригнали жителя деревни Юрковичи Антона Кункевича и жительницу деревни Камено Кристину Слонскую, которые оказались в деревне Хатынь.

Только троим детям – Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу – удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери сарая. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Две девушки из семей Климовичей и Федоровичей – Мария Федорович и Юлия Климович – чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами и обе девушки погибли при сожжении деревни.

Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы – семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.

Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме.

Взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он умер на руках у отца.

Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» – «Непокоренный человек».

Мемориал. Идея воплотить в величественном памятнике память об уничтоженных людях родилась в 1966 году в д. Велье Витебской области. По мнению первого секретаря ЦК компартии Белоруссии Петра Машерова осуществить проект надо было ближе к столице: Семков Городок, Дальва, Хатынь, другие места, где происходили трагедии. Выбрана была Хатынь.

В марте 1966 года Союз архитекторов Беларуси объявил конкурс на проект мемориала. Участники конкурса посетили место, где стояла Хатынь, чтобы почувствовать трагедию и встретиться с единственным уцелевшим взрослым свидетелем – Иосифом Каминским. Тогда впервые на пустом поле прозвучал рассказ о том страшном дне. Каминский показал место, где горели люди...

Лучшим был признан проект группы молодых архитекторов Юрия Градова, Валентина Занковича и Леонида Левина. Создать скульптуру пригласили народного художника БССР Сергея Селиханова. Работу по созданию мемориального ансамбля взял под опеку Петр Машеров. Именно он предложил донести через трагедию Хатыни трагедию всего белорусского народа.

Создавался памятник поэтапно. К декабрю 1968 года было закончено строительство первой очереди. Мемориальный ансамбль повторял планировку уничтоженной деревни: главная улица с перекрестками двух небольших. В феврале 1969 года было решено увековечить память деревень, разделивших судьбу Хатыни и людей, погибших от рук гитлеровцев на территории Беларуси.

Торжественное открытие памятника состоялось 5 июля 1969 года. Церемония началась в Минске. На площади Победы от Вечного огня был зажжен факел и установлен на бронетранспортере. В сопровождении почетного караула процессия двинулась в Хатынь, где в присутствии первых лиц страны был зажжен Вечный огонь.

Однако и после открытия мемориала работа не прекращалась. На повороте с шоссе установлен бетонный указатель «Хатынь», центральная часть мемориала вымощена камнем, обращены к главному входу скульптура, реконструированы бывшие деревенские улицы.

Мемориальный комплекс «Хатынь» является архитектурно-художественным сооружением, который несет в себе высокую патриотическую идею. Ярким и четким языком пластики он говорит о трагедии и мужестве белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Памятник жертвам нацизма отличается необычным оригинальным решением темы, скромностью и выразительностью художественных деталей. Здесь в тесной гармонии объединены архитектура, скульптура, звук колоколов и живопись – окружающая среда. Образ мертвой деревни раскрывает сущность фашизма, с великой силой воздействует на зрителей, через трагедию одной деревни показывает трагедию народа.

За короткое время мемориальный комплекс «Хатынь» получил всенародное признание. В 1970 году за создание мемориального комплекса авторский коллектив был удостоен звания лауреатов Ленинской премии.

К 60-летию освобождения Беларуси по поручению Президента Республики Беларусь в 2004 году была проведена реконструкция мемориального комплекса с элементами реставрации, которая явилась частью широкомасштабной кампании по восстановлению исторических памятников Беларуси; создана и открыта для посетителей фотодокументальная экспозиция «Хатынь».

Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» выдержал испытание временем, интерес людей к нему не прекращается. За 43 года существования мемориал посетили более 36 миллионов человек – представители более 100 стран мира со всех континентов.

Правдивое освещение событий и исторических фактов, формирование у молодежи чувства патриотизма, гордости за героическое прошлое своей страны является основной задачей сотрудников комплекса, которые используют в работе различные формы и методы: экскурсии, лекции, выставки, митинги-реквиемы, уроки мужества, встречи представителей разных поколений и др.

Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» и его филиалы – мемориальные комплексы «Курган Славы» и «Дальва» стали местами гражданского и патриотического воспитания молодежи и местами проведения международных акций. Каждый год 22 марта в день уничтожения деревни Хатынь в Государственном мемориальном комплексе «Хатынь» проходят акции Памяти. Традиционными стали торжественные церемонии возложения венков представителями общественности, ветеранами и молодежью к Вечному огню в День Победы 9 мая и в День Республики 3 июля, лыжный пробег по маршруту Минск-Хатынь-Дальва, посвященный Дню защитников Отечества. Стало традицией проводить на мемориальных комплексах «Хатынь» и «Курган Славы» торжественные мероприятия: принятие присяги военнослужащими и принятие школьников г. Минска и Минской области в пионеры, ряды членов БРСМ.